Павловский дворец является исторической достопримечательностью Павловска. Возведен в том месте, где когда-то бушевало ледниковое море, но уступившей властвованию природы, вода ушла, оставив вместо себя извилистую реку Славянку и много валунов больших размеров. Ныне Павловский парк Санкт-Петербург занимает почти 600 га привлекающий красотой и царственной атмосферой, который является крупным пейзажным парком.
Это достояние Павловска, украшают павильоны выполненные в классическом стиле. В него входит семь территорий: Парадное поле, Старая Сильвия, Долина реки Славянки, Придворцовый, Белая Берёза, Новая Сильвия и Большая звезда с долиной прудов. В 1989 внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Павловский дворец — Как добраться из Санкт-Петербурга
Чтобы посетить Государственный музей-заповедник “Павловск», необходимо доехать с Витебского вокзала Санкт-Петербурга до города Павловска. Это самый быстрый и простой вариант. Электрички ходят от метро Купчино, время в пути 20 минут, стоимость билета и расписание поездов, уточнить на Витебском вокзале или в кассах станции Купчино.
Также можно добраться автомобильным транспортом: маршрутки до Павловска и автобусы от метро “Московская”, “Купчино» № 286, 299, 545Б, 545; маршрутки: К299, до Павловского ж/д вокзала, в пути 30 минут. Стоимость проезда узнать у водителя транспортного средства.
Павловск музей заповедник находится недалеко от ж/д вокзала, по адресу: Садовая, 20., Павловск г., Пушкинский район, Санкт-Петербург, 196621. Вы можете прогуляться и познакомиться с историй Павловского дворца, а также провести день с семьей и насладиться всей красотой пейзажей или провести фотосессию. Режим работы: с 6:00-23:00. с 01 мая до 31 октября (с 10:00-18:00).
Павловск, музей заповедник павловск
ПавловскЯндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Кафе и рестораны в Павловске
В городе Павловске для туристов достаточно бюджетных заведений общепита и ресторанов. Не стоит переплачивать за перекус на территории парка — цены слишком завышены. Чай с бутербродом обойдется 250 рублей и более. Адреса и телефоны ближайших кафе и ресторанов следующие:
- Кафе «Славянка» — адрес: ул. Садовая 20в, Павловск, Санкт-Петербург, с 11:00 — 20:00, телефон: 8911 167-73-58.
- Гранд-Кафе «Флора»- адрес: ул. Привокзальная д. 3, Павловск, с 11:00 до 6:00, телефон: 8812 452-31-81.
- Кафе «Отдых» — адрес: ул. Конюшенная 1, Павловск, Санкт-Петербург, с 09:00 — 21:00, телефон: 8812 452-23-62.
- Кафе «Молочный домик» — адрес Садовая (Павловск), 20с, Санкт-Петербург, с 8812 452-38-09, 8812 957-00-19.
- Ресторан «БИП» — адрес: Павловск, Мариинская улица, 4, Санкт-Петербург, 1 этаж 8812 244-28-28.
Павловский дворец: история строительства, Чарльз Камерон
Во времена правления Екатерины Великой «Сельцо на реке Славянке» были любимыми угодьями для охоты. Императрица решила подарить сыну Павлу Петровичу для застройки загородной усадьбы. Но разрешить молодой паре супругов самим решать возводить для них пока не в воле Екатерина II.
Великолепный дворец с белыми колонами вырос в Павловске по указанию императрицы созданием любимого ею и уважаемого архитектора Чарльза Камерона из Шотландии, работал в стиле — классицизма, обладающим профессиональным мастерством.
Родился Чарльз Камерон в 1743 году в обеспеченной шотландской семье. Камерону не было еще сорока лет, в то время был молчаливым и угрюмым, о своей жизни ничего не рассказывал. Его отец Вальтер Камерон был членом гильдии плотников. Лучшие мастера гильдии получали звание мастера-строителя и становились помощниками архитекторов. Это была новая профессия. Они составляли сметы, нанимали рабочих, подписывали контракты.
Выходец знаменитого рода шотландцев Камеронов бунтовщиков-якобитов, которые поддержали Джеймса Стюарта в его предъявление прав на английский престол. После поражения мятежа его отец отбыл со своим семейством в Европу, где зодчий заинтересовался раскопками античных построек.
В Павловск приехал лишь с дорожным ссср и нивелиром. Камерон был очарован туманными долинами и рекой с водопадами, которая напоминала родные края. В его задачу входило измерить местность, поставить планы и представить на утверждение Екатерине эскиз будущего дворца наследника.
Павел холодно к нему отнесся при встрече, но у зодчего Чарльза Камерона была надежная защита в лице царицы. Всем внешним видом шотландец Чарльз показался молодой чете учителя нудиста.
Павловский дворец в палладианском стиле
Построить Императорский дворец в Павловске, свое творение настоль же существенно было самой важной мечтой, поэтому приехал в Россию. С рассвета до темноты шотландец трудился над чертежами дворца. Работа охватывала его полностью, ведь с чистого листа, где узкая извилистая река с водопадами Славянка и живописным лесом. Нужно было по своему усмотрению разбить парк, и построить павильоны и дворец.
Камерон был зодчим эпохи возрождения и приверженцем Палладио, соответственно частью пейзажа оказался бы его гордостью дворец. Архитектор с мировым именем задумал строить здание с бельведером в манере русской усадьбы на высоком берегу. Но в русле извилистой реки Славянки этого холма не было.
Камерон исходил вдоль и поперек все вокруг и наконец-то нашел место, где возможно было построить, но прежде до неузнаваемости изменить все вокруг. Сотни работников по земляным работам прибыли на урочище Славянки и усердно работали, расширяя берега реки. Срезанный грунт поднимали на холм с помощью лебедок, и с каждым днем становился выше.
О чем свидетельствует ваза, которая стоит в белой столовой, как уникальный свидетель этого века, художник запечатлел этот момент. Однако не сразу можно увидеть маленькую роспись на картинке деревянные леса и фигуры строителей дальнего плана за домом Паульлюста.
<h3″>Тур Павла I — заграничное путешествие
Сын Екатерины Павел видел все изменения с противоположного берега из дома Паульлюста, в переводе с немецкого “Павлова утеха”. Река становилась все шире и ее воды ближе подбирались к деревянному дому наследника, все печальнее становилось Павлу Петровичу. Екатерина властвовала в том, что Павлу Петровичу принадлежало по праву. Павел Петрович любил этот замок и побаивался, что мать Екатерина его не пожалеет.
1782 году супруги под именем графа и графини Северных с очевидной радостью отправились в заграничное путешествие. Их ожидала свобода без огорчений и навязчивого контроля, Павлу исполнилось 28 лет, Марии 23. До отъезда молодым супругам Чарльз вежливо порекомендовал привезти из Европы побольше предметов старины, антиков, для украшения интерьера нового великокняжеского дома, идея понравилась молодым супругам.
Кортеж отправился в дальний путь, а Чарльз приступил к обычным ежедневным работам. Начали привозить леса, в грунт забивать сваи. Однако точно, что он мог не оглядываясь работать на чьи-то раздраженные взгляды сказать нельзя. Рядом с ним постоянно был управляющий Кюхельбекер, который сообщал о всем Павлу Петровичу. Кюхельбекер остался в истории до конца жизни, как друг Пушкина. Вильгельм Кюхельбекер при дворе имел чистую репутацию человека делового и серьезного.
Когда был положен первый камень в основание дворца, он мгновенно сообщил Северным графу и графини. Известие Павел получил в Париже. Наследник с женой гостили во Франции у короля и королевы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Молодые супруги не без грусти прочитали письмо, понимая, что оба их дома Мариенталь (нем. Marientahl — Марьина долина) и Паульлюст (нем. Paullust — Павлова утеха) будут разобраны. Пока долетели письма в Европу туда и обратно, отношение день ото дня усложнялись Камерона и Кюхельбекера.
Большой Павловский дворец: архитектура, стиль интерьера
Строгий зодчий не считал нужным входить в положение тех трудностей, которые случались на доле управляющего. Положение дорог было ужасным, не было мостов, срывались поставки материалов из-за непогоды, Камерон был все время чем-то недоволен. Без сомнений рассчитывал мастеров строителей за небольшие огрехи и запрашивал новых. Вот только настоящих тружеников были единицы, поэтому приходилось медленно строить. Кладка из кирпича получалась идеально ровной, так как кирпич доставлялся отличного качества.
В комнатах сохранились скосы, выходящие на северную сторону, так как архитектор распорядился делать их, чтобы комнаты не лишались дневного света из-за толстых стен и после перестроек присутствуют. Ко времени прибытия, осени 1782 года наследника с женой Паульлюста все еще не был разобран. Снесены лишь два служебных корпуса, а у здания Павловского дворца успели поднять лишь жилые комнаты I этажа.
Внешний вид дворца имел форму квадрата. Шестьдесят четыре дорические колонны поддерживали кровлю галереи, которая полукольцом охватывали круглый двор и вели к двум флигелям. Дворец был спроектирован так, что ось парадной анфилады, казалось проходила насквозь, прорезая здание и создавало впечатление, что липовая аллея через залы спускалась к реке.
Когда строили парадные покои II этажа, то на первом шла отделка, где судя по всему задумывались располагаться комнаты хозяина. Получив от Екатерины одобрение, эти залы украсили скромной лепкой, меньше блеска и парадности.
Молодым супругам аскетизм жилища не доставил восторга и удовольствия. Приехав из зарубежного путешествия, образцы лучших итектур и впечатлений. Считали себя экспертами искусства, хотели сами принимать решение оформления дворца.
Центром дворца ежедневной жизни наследника Екатерины стала большая комната — “Белая столовая”. Двери и окна открывались на крыльцо, с которого открывался вид на реку Славянку. Они же и стали мотивом серьезного конфликта между зодчим и управляющем.
Кюхельбекер отстаивал честь предложений Нины Федоровны и создать другие оконные проемы, но Чарльз Камерон остался глух к запросу. Екатерина II с одобрением отнеслась к его идеи и идти на поводу и в угоду жене наследника не стала. Он был не очень хорошим дипломатом, раз допустил сделать оплошность. Естественно, что ему не прошло это даром, так как обиды Мария Федоровна не забывала, но была не властна освободить от дел любимого зодчего царственной свекрови.
Столовую украсили в мягкий фисташковый цвет, как указывали в документах цвет зеленого яблока, в тон летней листвы и газона. В этом разногласий не возникло между зодчим и хозяевами. Зал делали красивым, украшающие белоснежные пилястры с лепкой и контурами, никакого парадного богатства и золочения. Колонны, как венки живых цветов, как лепные гирлянды и стволы деревьев. Все в единстве с природой тех мест, все вызывало восхищение.
Великая княгиня мечтала в залах увидеть побольше декора, бантиках и розочках оживить стены гостиных с чем не мог согласиться Камерон, вызывали у шотландца оторопь, предпочитал классическую меру. Огромное количество ящиков и сундуков поступили вслед великокняжеской парой из заграничного путешествия. А в них скульптуры, картины, вазы все дорогостоящие вещи должны были получить места во дворце.
Для подарка Людо́вик XVI малинового гобелена была создана одна из овальных стен коврового кабинета и отдельная комната для билья́рда. Павел Петрович привез моду на эту игру из Европы и сильно горел желанием пригласить своих близких друзей на партию. Над этим залом Чарльз работал с особым чувством, так как он только женился на младшей дочери Елене Буш царскосельского садовника Екатерина II и собранные возлюбленной гербарии стали основой лепных гирлянд дворца.
Камерон требовал делать их непременно от мастеров дворца, как можно выпуклыми, чтобы тени в разное время суток, необыкновенно меняли их контур. Камерон в совершенстве владел игрой света и проявил мастерство и в танцевальном зале. Окна этой части здания выходили на север, солнца здесь не было никогда. Но зал оживал вечером, в блеске зеркал и тепле света сотни свечей, когда приветливая хозяйка всегда с улыбкой на лице приглашала к танцам гостей.
Здесь не стеснялись танцевать вальс-котильон, который подвергся резкому осуждению и этике нападкам того, что свое начало они вели от простого народа и были вполне привольны высшего света. К сожалению мы не знаем что за картины и вазы первоначально украшали этот зал их жизни дворца.
Андрей Мартынов, русский пейзажист создал дух того времени Павловска, где на полях пасутся великокняжеские овечки с бантиками на шеи, пасторальные картины, полный ритм усадебной жизни, тихий быт семьи, где супружеская пара любит друг друга, слышны голоса их детей. Позднее появились четыре панно с видами Павловска в XVIII – XIX веков. В этом доме держался свой порядок и рады были лишь близким людям Павла и жены Марии, именно их преданные друзья, только те с кем хотели делить безбурные веселья молодости.
Через время потом зеркальные стены будут украшать полотна Юбер Робер (фр. Hubert Robert) — французского пейзажиста, местного живописца, приобретенные Павлом Петровичем и Марией Федоровной в Европе. Из Михайловского замка полотна доставят в дворец, Танцевальные вечера устраивать уже не будут, минуют в прошедшие те времена, иногда уставшие гости были не прочь отдохнуть достигали танцевального зала и по сути в старой гостиной.
Спустя время строились и новые покои для приема, поэтому танцевальный зал стали называть старой. Стены зала были обшиты шелком с позолочённой лепкой, музыка стихала, так как в этом интерьере ткань поглощала звук. Лучшая мебель привезенная Павлом и Марией из путешествия, в стиле Людовика XVI, почти что целый гарнитур созданный французскими мастерами. До сих пор подлинное золочение сохранили эти предметы, и лишь только шелковая обивки испытала тщательную реставрацию.
Скромный, парадная лестница не мраморная, непохож на Императорский загородный дом, а больше на усадьбу помещика. Неизвестно кто настоял на такой простоте, известняковых ступеней, можно только догадываться. Возможно Екатерина указала Павлу, где его место, а может Камерон воплотил подобную идею образца итальянской виллы на берегах русской реки Славянки.
В вестибюле рустовка, роспись и медальоны со знаками зодиака, без египетских статуй, точная задумка шотландского зодчего. Расписанный потолок аллегориями и всех времен года, хранят в себе некую тайну, загадка скрывается за лестничным пролетом. Возможно тем, кому не пришлось пройти далее так и остались в неведении, что ж выше.
Главный зал был скрыт, там архитектурный центр ансамбля дворца, купольный зал-ротонда. По окружности расположен парадный великокняжеский интерьер. Все большие комнаты как произведения искусства со скромной отделкой напоминают воспоминания в них и что видимо как будто бы, какая судьба ждет в будущем его хозяев и к чему нужно готовиться.
Приемы античных мастеров Камерон отлично знал, такие постройки назывались в древнем Риме око пантеона, со световым окном в куполе. Строго геометрической формы круга, параллели и вертикали, создавали прекрасную картину. Ярусы этажей как будто нанизаны друг на друга. Мощный первый пояс переходил в более легкую галерею и лишь потом в подкупольное окно. Отсутствие живописи, все та же игра света, которая в различное время суток меняло буквально все вокруг, даже настроение.
Из Италии были доставлены четыре античные статуи: «Бахус», «Купидон с крыльями, луком и колчаном», «Венера Медичи», «Купидон с крыльями лук натягивает». Этот зал является как бы витриной коллекции античных шедевров наследника престола. Стены с барельефов двух веков нашей эры, обряд римской свадьбы на одной, триградцы с другой. Простенки промеж нишами заняли профильные портреты римских императоров и их жен.
Если бы Камерону довелось довести свой замысел до конца, то сложно предположить каким бы был этот зал. Возможно стал более ярким олицетвореньем его таланта, но взаимоотношение архитектора с хозяевами резиденции становились с каждым годом все сложнее. Павел совсем охладел к архитектурному комплексу, внимание было отдано Гатчине, село Павловское подарил жене Марии Федоровне.
Дата | Историческая справка |
---|---|
25.05.1782 г. | Начало строительства Павловского дворца. |
1783 год | Построен центральный корпус. |
1785 год | Построены галереи-колоннады и служебные корпуса. |
1787 год | Завершена отделка внутренних помещений дворца. |
1796 год | Воцарение Павла I. |
Конец 1790-х гг. | Дворец перестроен и расширен. |
1801 | Убийство Павла I. |
10.01.1803 г. | Пожар в Павловском дворце. |
1803—1805 гг. | Восстановление дворца. |
Чарльз Камерон, построивший Павловский дворец, создавший огромное количество изумительной красоты павильонов, заложивший парк, который до наших дней считается лучшим образцом пейзажного парка в мире, Чарльз Камерон получил письмо, где без объяснений говорилось: “Отпустить за ненадобностью”. Отставка была вручена архитектору по самый новый год.
Княгиня припомнила упрямому палладианскому архитектору, о причинившей ей тогда горькой обиде. Она позволила, Виченцо Бренна был определен как помощник Камерона, потом взял все дела в свое управление.
Смерть Императрицы Екатерины II окончательно поставило точку на карьере шотландца, наступила иная эпоха, у Камерона не было больше покровителей, а со второй ролью, не смог смириться. Зал-ротонда, как и греческий зал заканчивал Бренни. Чопорный и замкнутый шотландец Камерон отстраненный от дел вел уединенную жизнь, ни с кем не общался и не разделял свои горести, ни разочарования, будто старый мастер-корабельщик осознавал, что настал роковой момент, что его шедевр сошел со стапелей и зажил своей жизнью в безудержном буйном море.
Но он твердо верил, что какие бы не пришлось пережить дворцу перемены еще стоят над землей стены и зрит оком в необъятное небо зал-ротонда, память о нем никогда в жизни не исчезнет. После прихода на престол Александра I Камерон был снова возвышен. С1802—1805 состоял главным архитектором Адмиралтейства. Все сооружения Чарльз Камерон (англ. Charles Cameron) всемирно известны.
Павловский дворец работает с 10:00 — 15:00 часов. Входные билеты можно приобрести до 14:00 часов.
Режим работы Павловского дворца: с 10:00 до 18:00. Кассы работают на Парадном плацу с 10:00 до 17:00. Вход закрывается в 17:15.
Входные билеты в Павловский дворец
- взрослые, студенты, учащиеся старше 16 лет — 600 руб.
- пенсионеры, ветераны труда — 300 руб.
- экскурсионное обслуживание на русском языке для одного физического лица старше 6 лет, которому бесплатно оказывается услуга «Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций» в залах Павловского дворца — 200 руб.
Павловского парка открыт для посещения ежедневно: с 07:00 до 19:00 часов вход бесплатный (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней).
По выходным и праздничным нерабочим дням:
- с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00 вход бесплатный;
- с 10:00 до 17:00 вход платный.
Cтоимость входного билета
- взрослые, студенты, учащиеся старше 16 лет — 100 руб.
- пенсионеры, ветераны труда — 50 руб.
ГМЗ «Павловск»: заключение
Посещение государственного музея заповедника «Павловск» не оставил меня равнодушным. Под впечатлением оставалась очень длительное время, до сих пор поражает этот шедевр, созданный садово-парковый ансамбль императорской резиденции в Павловске. Здесь можно погулять по парку в английском стиле, насладиться природой и оценить индивидуальный стиль Камерона, посетить дворцы и другие памятники камероновского стиля.
Друзья, Павловский дворец и Павловский парк стоит посмотреть. Они являются национальным достоянием и охраняются государством. Доводилось ли вам бывать в Павловске? У Вас есть что добавить, напишите в комментарии.