По следам прочитанной книги (часть 1).
Дорогие читатели, из последнего прочитанного хотела бы отметить книгу Дэниела Гоулмана «Как оставаться человеком на работе». На мой взгляд, эта книга должна занимать почетное место в библиотеке всех начинающих или опытных руководителей, менеджеров. Всех, кто много взаимодействует с людьми или на пути личностного роста.
Какой он менеджер, который успешно выстраивает отношения с сотрудниками? Как оставаться человеком на работе в условиях многозадачности или напряженного темпа? Каковы границы эмоционального интеллекта? Или как научиться работать с собой и другими? Ответы на все эти вопросы вы узнаете из книги.
А сегодня хочу отдельно осветить вопрос поиска стиля взаимодействия или руководства, основываясь на книге и своем профессиональном опыте.
Как найти свой стиль руководства, что нужно учесть в становлении руководителя.
Ученые провели огромное количество исследований, чтобы определить ключевые стили управления и качества известных лидеров. И, к счастью, исследования не показали четкой картины идеального менеджера. Ведь тогда бы возникло желание следовать шаблону. И вероятность пройти мимо собственного «Я» увеличилась в разы.
Конечно, можно учиться на опыте других. Но если чужой опыт копировать на 100% — невозможно было бы достичь собственного успеха.
Настоящие лидеры настойчиво идут к своей цели, ориентируясь на свои ценности, придают большое значение чувствам и руководствуются разумом. И аутентичные лидеры превосходно знают себя. Они умеют создавать и сохранять глубокие отношения, обладают высокой самодисциплиной. Они искренни и самостоятельны, что позволяет людям верить им.
Поэтому основная цель для тех, кто хочет быть успешным в работе, создать и сохранить отношения с сотрудниками – найти свой стиль лидерства. То есть узнать себя настолько хорошо, чтобы понять, как совмещать свой талант и пользу другим людям.
И далее я опишу инструменты, которые помогут выйти на свой стиль.
Внутренний самоанализ
Для начала нужно определить свои ценности, следовать им, и научиться самоанализу.
Понять себя — значит смело и честно изучить свой жизненный опыт. Зная свои сильные и слабые стороны человек может понимать других как самого себя. Он может воодушевлять и помогать людям раскрывать их потенциал.
Стоит относиться к себе как к человеку, который постоянно находится на пути развития. И методом проб и ошибок постоянно исследовать свои возможности.
Получение нового опыта
Кроме самоанализа людей развивает новый опыт. А новый полезный опыт обычно идет через преодоление своих страхов и возможность смотреть на себя со стороны в разных условиях. Человек меняется, развивается благодаря опыту, полученному в новых ролях. Или в новых обстоятельствах, с новыми людьми.
Осознание действия
Также важно развивать осознания текущего момента и качества наблюдения за собой.
- Осознавать момент здесь и сейчас. Что именно происходит сейчас.
- Смотреть на себя со стороны, без оценки и осуждения. Просто размышляя, какие еще были и есть возможности или риски для того или иного решения.
Действия меняют нас и помогают ставить достойные цели. Поэтому, чтобы думать как лидер, нужно в первую очередь действовать – участвовать в новых проектах, ставить перед собой новые задачи, общаться с разными людьми, исследовать новые методы работы.
Навыки наблюдения можно натренировать. Как вариант, быть разным каждый день, искать то, что поможет справиться с новыми задачами и приспособиться к новым обстоятельствам. И делать что-то новое в работе или хобби. Даже если страх больше, чем желание. Даже если сохраняется чувство неуверенности. Именно на своем опыте вы узнаете, кем хотите стать и чем заниматься. В первую очередь научитесь верить в себя.
Социально полезные связи
Важно поддерживать социальные связи. Анализ данных нескольких тысяч интервью, которые провела Брене Браун (эксперт по социальным связям) показал, на чем они основаны. В первую очередь, это открытость.
Открытость и честность лежат в основе человеческих отношений. И всем известно, что наши отделы мозга реагируют на чувства других людей. Например, если вы видите, как кто-то помогает другому – вас это трогает до глубины души, вы радуетесь или сопереживаете вместе с этим человеком. Или вдруг вам улыбнулся коллега – вы хотите улыбнуться в ответ. Или кто-то напротив нахмурился – ваши лицевые мышцы заставили и вас нахмуриться. Люди зеркалят чувства друг друга.
Часто мы стараемся казаться уверенными, умными, чтобы завоевать внимание и уважение других. Но «актерство» обычно приводит к обратному эффекту. Люди чувствуют неискренность друг друга.
- Почему нам комфортнее находиться рядом с открытым руководителем или коллегой? Потому что мы чувствуем его надежность через искренность и открытость. Коллектив такого руководителя ведет себя позитивно и конструктивно, доверие к лидеру и компании крепнет. И в результате растет и продуктивность сотрудников.
- Автор приводит в пример один из примеров открытости-умение прощать. Это не значит, что вы терпите любые ошибки. Скорее вы поощряете личностный рост других людей. Вы даете право ошибаться, учиться на своих ошибках. И достигать больших результатов на своем опыте. Это увеличивает продуктивность сотрудников и снижает текучесть кадров. Такая атмосфера порождает доверие. В связи с чем организация чувствует себя устойчивее и стабилизируется в периоды стресса или сокращения.
Многие боятся открытости на работе. Возможно, из-за опасений, что люди поймут слабые места и воспользуются ими. Но если лидер проявляет себя как искренний и открытый человек, сохраняя смелость, следование ценностям и твердость-сотрудники увидят в нем в первую очередь человека. Они будут чувствовать близость, ощущение единства с их руководителем, перестанут чувствовать себя винтиками в системе. Останутся преданными компании и с пониманием будут воспринимать изменения.
Контроль своих эмоций
А еще любому лидеру нужно научиться контролировать себя. Чем реже вспышки эмоциональности, тем сильнее они воздействуют.
Контроль эмоций — непростая задача для любого человека. Особенно, для руководителя, который постоянно находится в стрессовых условиях. Но чем быстрее лидер поймет важность контроля над собой и начнет учиться — тем быстрее увидит результаты от своих усилий.
Вывод
Начните себя изучать, чувствовать и понимать. А чтобы понимать свои ощущения, чувства – постоянно задавайте себе вопросы и честно на них отвечайте. Например, что вы чувствуете в конкретный момент. Что это за чувства (опишите их), почему их ощущаете. Эти чувства – выражение вашего текущего эмоционального состояния? Как вам кажется, о чем чувства стараются сказать вам? Можете ли вы выразить эмоции так, чтобы выполнить свою задачу?
Итак, чтобы найти свой стиль руководства или успешного взаимодействия с людьми нужно хорошо знать себя, наблюдать за собой, не бояться нового опыта и стремиться к нему. Не бояться быть открытым и искреннем, осознавать свои эмоции и управлять собой. А также верить в свои способности и потенциал других. И тогда вы найдете свой стиль, который, возможно, будет меняться вместе с тем, как будете меняться вы. И это прекрасно! В этом весь интерес и смысл поиска своего стиля.
P.S. Спасибо за внимание к моей статье, желаю вам успехов в начинаниях и поиске своего стиля! Ну а я начинаю работать над следующим рассказом, который в скором времени опубликую в блоге.
До встречи!